Главная » Сведения об образовательной организации » Образовательные стандарты


Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.
Уровень образования - завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.
Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».
Уровень ДО – особенный:
1) необязательность уровня ДО в РФ
2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.
Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.
Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
     Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.
     Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении
в действие федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
3.      Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года
Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.
   
Структура документа (ФГОС ДО):

  • Общие положения
  • Требования к структуре ООП ДО
  • Требования к условиям реализации ООП ДО:
  • к психолого-педагогическим условиям
  • к развивающей предметно-пространственной среде
  • к кадровым условиям
  • к материально-техническим условиям
  • к финансовым условиям
  • Требования к результатам освоения ООП ДО

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.  В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

Основные принципы стандарта:

  • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
  • Уважение личности ребёнка
  • Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Основные принципы ДО:

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития
  • Индивидуализация дошкольного образования
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Сотрудничество  Организации  с семьёй
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей

Цели стандарта:

  • Повышение социального статуса ДО
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
  • Обеспечение государственных гарантий уровня
  • и качества образования на основе единства обязательных требований
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Задачи Стандарта:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
  • Обеспечение равных возможностей  для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических  и других особенностей (в том числе ОВЗ)
  • Обеспечение преемственности ООП  ДО и НОО
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
  • Объединение обучения и воспитания  в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Содержание Программы должно охватывать следующие определенные образовательные области (направления развития и образования детей)

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития детей.
Рассмотрим задачи в каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие

Основная цель -  позитивная социализация детей дошкольного возраста,  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Основные задачи:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта…
  • Формирование готовности к совместной деятельности
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Основные направления реализации ОО «С-К развитие»
  • Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;
  • Трудовое воспитание;
  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие

Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие
Основные задачи:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие

Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Основные задачи:

  • Овладение речью как средством общения и культуры
  • Обогащение активного словаря
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
  • Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации
  • Развитие словаря
  • Развитие звуковой культуры речи
  • Формирование грамматического строя
  • Развитие связной речи
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
  • Воспитание любви и интереса к художественному слову
  • Средства развития речи
  • Общение взрослых и детей
  • Культурная языковая среда
  • Обучение родной речи на занятиях
  • Художественная литература
  • Изобразительное искусство, музыка, театр
  • Занятия по другим разделам программы

Художественно-эстетическое развитие

Основные задачи:

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

Основная цель:

  • гармоничное физическое развитие
  • формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
  • формирование основ здорового образа жизни

Основные задачи (оздоровительные, воспитательные, развивающие):

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности…
  • Развитие физических качеств…
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции
  • в двигательной сфере
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами …

Направления физического развития:

  • Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности: связанной с выполнением упражнений направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
  • Становление целенаправленности  и саморегуляции  в двигательной сфере
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей  в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% ( сравнить с ФГТ).
Программа включает три основных раздела:  целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя:

  • пояснительную записку
  • планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

В пояснительной записке отражены:

  • Цели и задачи реализации Программы
  • Принципы и подходы к формированию Программы
  • Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:

  •   возрастных  возможностей и индивидуальных различий детей
  •   особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов

Содержательный раздел включает:

  • описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП
  • и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ
  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
  • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
  • способы и направления поддержки детской инициативы
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
  • иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов

Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений
Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно
Учитывает образовательные потребности, интересы  и мотивы  детей,  членов их семей и педагогов  и может быть ориентирована  на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий
  • выбор тех парциальных программ и форм организации работы
  • с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
  • сложившиеся традиции ДОО (группы)

Условия реализации программы:

  • к психолого-педагогическим условиям
  • к развивающей предметно-пространственной среде
  • к кадровым условиям
  • к материально-техническим условиям
  • к финансовым условиям

Перечисленные условия обеспечивают полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
  • (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия
  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 февраля 2014 г. N 08-249 г. Москва "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" (http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28022014-n-08-249/)
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html)
Целевые ориентиры ФГОС ДО